Сертифицированный пластический хирург, маммолог и онколог
+7 (499) 136-77-33 +7 (903) 136-77-33 (WhatsApp) drazimovarano@gmail.com
Москва, проспект Мира, 128, строение 2, ст. м. "ВДНХ"

Реконструктивные операции

Злокачественные новообразования являются одной из основных причин смерти и инвалидизации населения развитых, а в последние годы и развивающихся стран. В структуре заболеваемости злокачественными новообразованиями женского населения России в 2017 г. рак молочной железы составлял 21,1%. Среди женщин наиболее социально активной категории (в возрасте от 20 до 59 лет) рак молочной железы в 2017 г. был диагностирован в 30818 случаев, что составило 43,7% от общего числа впервые диагностированных случаев (70569). В 2017 г. число пациентов, у которых были диагностированы I-II стадии заболевания составили 69,9%.

Приоритет современной клинической онкологии – функционально-щадящее, органосохраняющее лечение а также  проведение одномоментных восстановительных операций.

Успехи клинической онкологии привели к излечению многих тысяч онкологических больных, однако при этом возникла сложная проблема адаптации и реабилитации пациентов, перенесших противоопухолевое лечение. Инвалидизация онкологических больных является следствием функциональных, анатомических, эстетических и психологических нарушений. Именно устранение или уменьшение последствий противоопухолевого лечения может радикально улучшить показатели реабилитации онкологических больных.

Возможность реабилитации конкретного больного рассматривают индивидуально с учетом комплекса прогностических факторов: локализации и стадии опухоли, ее морфологического строения, характера проведенного лечения, степени анатомо-функциональных нарушений, а также общебиологических и социальных характеристик – возраста, пола, профессии, положения в обществе, семье и т.д.

Один из основных принципов функционально-щадящего лечения – совмещение этапов хирургического удаления опухоли и хирургической реабилитации. Этот принцип применим в настоящее время для больных I-II стадией и большей части III стадии благодаря внедрению в онкологию реконструктивно-пластического компонента восстановления пораженного органа. Реконструктивно-пластический компонент хирургической реабилитации больных раком молочной железы включает комплекс мер реконструктивно-пластической хирургии, позволяющих в кратчайшие сроки и с максимальной эффективностью восстановить внешний вид органа, его эстетические параметры. Данный компонент может быть представлен использованием как аутотрансплантатов, так и искусственных материалов.

Хирургическая реабилитация больных раком молочной железы вплотную связана с улучшением качества жизни.

В отделении онкологии и пластической хирургии «Центра Женского Здоровья» представлены все направления хирургической реабилитации больных раком молочной железы.

I НАПРАВЛЕНИЕ

Органосохраняющее лечение

Онкопластические резекции это операция выполненная с соблюдением онкологических принципов с использованием техники перераспределения паренхимы и кожи железы что позволяет получить хорошие онкологические показатели и эстетические результаты ,не приводит к деформации пораженной молочной железы.

Для достижения симеетрии и улучшения восприятия эстетического результата мы рекомендуем пациентам выполнение симметризирующей операции на контралатеральной молочной железе. Симметризирующая операция может быть выполнена одномоментно или после окончания специального лечения.

Схема одного из вариантов онкопластических резекций

Клинический пример №1. Результат до и через 2 нед после онкопластической резекции справа и симметризирующей редукционной маммопластики слева у пациентки 57 лет с диагнозом Рак правой молочной железы  T1N0M0.

Изображение 1

Биопсия сторожевого лимфатического узла с использованием флуаресцентной ангиографии и индоцианина зеленого

Методика определения сторожевого лимфатического узла, применяемая в большинстве случаев при органосохраняющих операциях, позволяет отказаться от необоснованной лимфаденэктомии и снизить риск развития послеоперационного осложнения в виде постмастэктомического отека верхней конечности. Операции с определением сторожевого лимфатического узла малотравматичны, соответствуют стандартам оказания онкологической помощи и способствуют более ранней реабилитации больных раком молочной железы.

В случае невозможности выполнения органосохраняющей операции или нежелании пациентки сохранить молочную железу возможно выполнить радикальную подкожную мастэктомия с одномоментной реконструкцией имплантом или собственными тканями. Выбор метода осуществления реконструктивно-пластического этапа операция обсуждается на дооперационном этапе пациенткой и хирургом в зависимости от стадии заболевания, предстоящего лечения, особенностей анатомического строения пациентки, предпочтений пациентки и хирурга.

Одномоментная реконструкция молочной железы имплантами

При хирургическом лечении рака молочной железы в большинстве случаев возможно выполнить подкожную ( без удаления сосково-ареолярного комплекса) или кожесохранную (с удалением сосково-ареолярного комплекса) мастэктомию с установкой экспандера или силиконового импланта. В случае необходимости проведения адьювантной дистанционной лучевой терапии возможна установка экспандера с последующей заменой на имплант.

Одномоментная реконструкция молочной железы собственными тканями

Наиболее частыми вариантами реконструкции молочной железы является использование перемещенных лоскутов -лоскута прямой мышцы живота (TRAM-лоскута), торакодорзального лоскута (в сочетации с имплантом или без).

Схема реконструкции молочной железы с использованием торакодорзального лоскута

Изображение 2

Клинический пример 2. Пациентка 36 лет .Рак левой молочной железы T2N0M0. Была выполнена операция: кожесохранная мастэктомия слева с удалением сосково-ареолярного комплекса и одномоментной реконструкцией левой молочной железы торакодорзальным лоскутом и имплантом. Вид пациентки до и через пять лет после операции.

В настоящее время основной тенденцией реконструктивной хирургии является снижение травматизации донорской зоны в связи с чем стали широко использоваться перфорантные лоскуты без использования мышц -DIEP-лоскутом, TDAP, SGAP-лоскутом)

Схема реконструкции молочной железы с использованием DIEP-лоскута (свободного лоскута передней брюшной стенки с микрохирургической реваскуляризацией)

Изображение 3

Клинический пример 3. Пациентка 47 лет с диагнозом:Рак левой молочной железы T1N1M0. Пациенке выполнена операция:Подкожная мастэктомия слева с удалением сосково-ареолярного комплекса и одномоментной реконструкцией DIEP лоскутом. Вид пациентки через 4 года после операции.

Использование ягодичного лоскута для реконструкции молочной железы

Возможно также использование сочетания реконструкции собственными тканями и имплантатом а также  новым высокотехнологичным синтетическим материалом ( биологическим имплантатом, в частности, ацеллюлярным дермальным матриксом, нижним деэпидермизированным подкожно-фасциальным лоскутом) и силиконовым имплантатом.

Использование биологического материала с целью укрепления нижнего склона реконструируемой молочной железы

Отсроченная реконструкция молочной железы.

Двухэтапная реконструкция молочной железы (использование тканевого экспандера с последующей заменой на силиконовый эндопротез)

Современная стратегия хирургического лечения РМЖ направлена на решение онкологической задачи – излечения от рака и создание условий для реконструкции молочной железы. В определенных случаях (при невозможности выполнить одномоментную реконструкцию молочной железы или отказе больной от реконструкции на этапе хирургического лечения рака) показана радикальная мастэктомия. После завершения специального лечения (лекарственного лечения и лучевой терапии, отсутствии признаков прогрессирования заболевания пациентка может обратиться для выполнения отсроченной реконструкции. Наша задача улучшить качество жизни больных раком молочной железы, нормализовать процессы адаптации и ресоциализации.

Методику отсроченной реконструктивно-пластической операции мы выбираем на основании индивидуальных анатомических параметров пациентки, предшествовавшего лечения, предпочтений пациентки.

Двухэтапная отсроченная реконструкция молочной железы (установка тканевого экспандера с последующей заменой на силиконовый имплантат)

Изображение 4

Клинический пример 4. Пациентка 20 лет с диагнозом: Рак левой молочной железы T1N0M0.Состояние после комбинированного лечения. Обратилась для восстановления левой молочной железы .На первом этапе слева пациентке был установлен тканевой экспандер, через 5 мес после достижения необходимого обьема кожного кармана экспандер был заменен на силиконовый имплант анатомической формы и выполнена симметризирующая аугментационная маммопластика справа.

Отсроченная реконструкция молочной железы с использованием лоскута передней брюшной стенки (TRAM-лоскута)

Изображение 5

Клинический пример. Пациентка обратилась после окончания специального лечения для восстановления правой молочной железы. В связи с имеющимся избытков мягких тканей передней брюшной стенки и птозированной контрлатеральной молочной железы принято решение выполнить отсроченную реконструкцию правой молочной железы TRAM-лоскутом .Вид пациентки до и через 2 года после операции.

Отсроченная реконструкция молочной железы с использованием перфорантного лоскута передней брюшной стенки (DIEP-лоскута)

Изображение 6

Клинический пример. Пациентка обратилась после окончания специального лечения для восстановления правой молочной железы. Показанием для выполнения отсроченной реконструкции правой молочной железы DIEP-лоскутом явилось желание пациентки использовать метод позволяющий получить молочную железу наиболее приближенную к натуральной .Вид пациентки до и через 6 мес после операции.

Реконструкция соково-ареолярного комплекса

Для достижения наилучшего эстетического результата  необходимо полноценное восприятие молочной железы как органа. Это невозможно без наличия соска и ареолы. Поэтому в различные сроки послеоперационного периода на различных этапах противоопухолевого лечения по желанию пациентки и достаточной толщины кожно-подкожного лоскута можно выполнить реконструкцию сосково-ареолярного комплекса – хирургическую реконструкцию с последующим татуажем.

Этапы реконструкции сосково-ареолярного комплекса